Фотогалерея

О молитве за усопших

Рано или поздно для каждого человека наступает пора перехода от временного земного существования к вечности. Момент этого таинственного отделения души от тела и называется успением. При этом тело утрачивает свою жизненную силу и подвергается тлению, а душа человеческая остается бессмертной. Пока человек жив, он способен каяться в согрешениях, творить добро и совершенствоваться в духовной жизни. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых.

Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и вселенном в райские обители, то и она не остается бесплодной, а обращается на благо молящемуся. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага». Есть еще весьма действительное средство к облегчению участи умерших. Церковь Святая с древних времен придаем огромное значение всем делам милосердия, которые творятся в память усопших. А самое большое значение Церковь придает поминовению усопших во время совершения Литургии, когда на проскомидии вынимаются частицы просфоры за умерших, а в конце Литургии опускаются в Чашу с Кровью Христовой, в это время священник молится: «Омый, Гоподи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В жизни каждого человека бывает момент скорби и душевной боли, когда кто-то из его близких оставляет эту временную жизнь. В это время особенно необходима усопшему наша молитва. Многие же наши современники вовсе не думают о посмертной участи души усопшего и стараются все свои силы посвятить решению житейских проблем: устраивают пышные похороны, чрезмерно заботятся о продуктах и блюдах для поминальной трапезы и, зачастую, вместо молитвенной поддержки своего усопшего, стараются исполнить какой-нибудь суеверный или языческий обряд (например: завешивают зеркала в доме; кладут в гроб деньги, вещи, продукты; кладут на лицо покойного блин; считают, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба; ставят для умершего рюмку с водой или водкой и сверху кладут хлеб; переворачивают столы, стулья, на которых стоял гроб; льют водку, пиво и многое дpyгoe на могильный холм, оставляют сигареты, вино около памятника; ходят вокруг дома, открывают окна двери, провожая душу на сороковой день; произносят на могиле слова «Да будет тебе земля пухом»). Все это недопустимо для верующего человека и является суеверным язычеством.

Основное богослужение, которое совершается в день погребения усопшего, называется отпеванием. Здесь священник вместе с близкими и друзьями усопшего объединяются в молитве «… дабы … единодушно, едиными устами…» (Рим.15; 6) умолить Господа даровать усопшему прощение согрешений и вселить его в небесные, райские обители вместе со святыми и праведниками. Отпевание совершается преимущественно в храме, потому что храм, это дом Божий, именно в храме человек духовно рождается и духовно укрепляется святыми таинствами на протяжении всей своей жизни, и именно в храм заносят тела усопших для отпевания, что является символом перехода от жизни земной к жизни небесной и вечной. В некоторых нестандартных ситуациях благословляется совершение отпевания на дому или заочно (когда не осталось тело усопшего, человек пропал без вести, и в случае благословения архиереем отпевание самоубийц – это благословение дается ради утешения родственников и в случаях, когда человек совершил самоубийство в помрачении разума).

Преданием Церковным установлены и особые дни усиленной молитвы за умерших. Это третий, девятый и сороковой дни после смерти.

Поминовение усопшего в третий день по смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставльшегося.

Сорокодневный период - это время, необходимое для принятия особого божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Сам Господь вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении. Принимая это за основание, Церковь установила поминовение усопшего в сороковой день по смерти, чтобы его душа удостоилась лицезрения Божия и водворилась в райских обителях с праведниками.

Молитва о упокоении души близкого человека должна быть ежедневной, для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешении вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Домашняя молитва может также включать в себя чтение Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении души. Если родные не могут читать, то просят с благословения священника почитать Псалтырь над усопшим родственником, верующему человеку (чтецу). Если родственники пригласили почитать о усопшем, они должны присутствовать во время этой молитвы, так как это их молитва, а человек их молитву озвучивает и молится с ними потому что они не знают как.

Когда приходите поминать усопших в храм, примите участие в богослужении - причаститесь Тела и Крови Христовой, а не просто забегите и оставьте в храме записки.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века почивших отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.

Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.

Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Радоница  - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. С Пасхи до Радоницы поминовение усопших в храме не совершается, в случае смерти служится по торжественному пасхальному чину только отпевание. Даты, связанные с памятью усопшего, попавшие на это время, переносятся на день Радоницы. В этот период не принято ходить на кладбище.

Димитривская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую 8 ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Поминовение усопших воинов - 9 мая.

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждого усопшего православного христианина должны ежегодно поминать в день его рождения, кончины, в день именин.

Во все эти дни существует традиция подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших; жертвовать на храм Божий; приносить на канун продукты для поминания, и особенно продукты для Таинства Евхаристии: виноградное вино (кагор) и муку для выпечки просфор и стараться творить добрые дела. Все это служит спасительным средством для спасения душ умерших наших родных и близких.